негодяй и извращенец (С)
ВЕЛНЯС
В мифологии балтийских народов бог воды, покровитель музыки и танцев, противник Перкунаса.
линвистическое
Бог душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. Бог мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых. Ему был посвящён месяц октябрь - Wälla-Mänes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связан со скотом и др. животными («божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»), на литовском празднике скерстувес совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне - Езагулису прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов - предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших - латыш. Velu laiks, «время Велняса». В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. н. «мёртвой кости»: латыш. vela kauls, литов. navikaulis, ср. рус. навья косточка; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда Bелняс входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса и обладатель похищенного скота. Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. - славянский «скотий бог» Велес, древнеиндийские демоны Вала, Вритра - противники громовержца - и др. Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его -Нλύσιος λειμών- Елисейские поля с тем же корнем uel-, а также тохарск. A wäl, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).
Связан с водой (литов. Velnio akis, «глаз В.» - «окно в болоте»), строит в воде плотины или каменные мосты. Он связан также с музыкой и танцами, наделён мудростью.
Согласно балтийскому фольклору, В. может появляться среди людей в облике сверхъестественного сильного ребёнка, вступает в состязание с пастухами, бросая диск. Дети, которые рождаются от В. у земных женщин, очень сильны и носят лук со стрелами у себя на животе; знающие об этих признаках женщины убивают таких детей.
Может прятаться в камни и деревья, превращаться в черную кошку, собаку, свинью, козла (с которыми ассоциируется) и в человека.
ЗЫ из мифологии: Перкунас был влюблен в Вайне ("радугу"

Ох уж мне эти мотивы похищения чужих невест.
Да, Krystal, не мог бы ты сделать с совестью тоже, что и в тот раз, когда дописал и отправил мне умылку, и написать ещё одну, ибо я с нетерпением жду ответа на своё спаслание...Пожалуйста)))
Информация, правда, взята из энциклопедии М. Семёновой, но лично мне кажется вполне правдоподобной.)
По поводу ю-мылки - то я в соседнем окне как раз пишу об'яснительную )) Перейду сюда и вякну то же самое: сорри, что еще не ответил, меня с утра четверга дома не было, по техническим обстоятельствам. Если до понедельника туда не намылюсь - заново нарисую ответ, но тихо надеюсь там проявиться уже сегодня к вечеру и довести до ума уже сочиненное )
Гм, а ведь логично ) Там вообще много чего перекликается.
К стыду своему признаюсь, что славянские мифы для меня начались именно с Семеновой, так что вообще отношусь к ее книгам с немалой долей веры - просто по причине недостаточных покамест познаний для критического подхода.
Эээ... А энциклопедии - это которая "Мы - славяне"?
Да нормально всё, естественно...Как разрешишь свои дела, так и напишешь, я просто ко всему вышеизложенному ещё и банально соскучилась))
Ага, "Мы- славяне".Подожди, а у неё ещё какая-то энциклопедия есть?И вообще, я тебе открою страшную тайну- для меня славянистика тоже началась с Семёновой.Я думаю, что увлечение этой эпохой у многих начиналось с того же "Волкодава"...К слову о славянском фэнтези- ты не читал произведений Ольги Григорьевой("Берсерк", "Колдун" и др.)?
Алька Снег, оно даже наваялось...
Других энциклопедий у нее, насколько я знаю, нет, но энное количество подобной инфы ловится в ее подборке-обработке скандинавских и славянских мифов/сказок/прочего фольклора.
Григорьеву не читал и даже, кажется, не слышал. Стоит?
Семенова мне приятна и интересна прежде всего хорошим знанием материала... для вентезийного автора хорошим, в смысле - это редкость...
Ну ладно. Ну так и?...