ВЕЛНЯС
В мифологии балтийских народов бог воды, покровитель музыки и танцев, противник Перкунаса.
линвистическое
Бог душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. Бог мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых. Ему был посвящён месяц октябрь - Wälla-Mänes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связан со скотом и др. животными («божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»), на литовском празднике скерстувес совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне - Езагулису прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов - предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших - латыш. Velu laiks, «время Велняса». В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. н. «мёртвой кости»: латыш. vela kauls, литов. navikaulis, ср. рус. навья косточка; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда Bелняс входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса и обладатель похищенного скота. Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. - славянский «скотий бог» Велес, древнеиндийские демоны Вала, Вритра - противники громовержца - и др. Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его -Нλύσιος λειμών- Елисейские поля с тем же корнем uel-, а также тохарск. A wäl, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).
Связан с водой (литов. Velnio akis, «глаз В.» - «окно в болоте»), строит в воде плотины или каменные мосты. Он связан также с музыкой и танцами, наделён мудростью.
Согласно балтийскому фольклору, В. может появляться среди людей в облике сверхъестественного сильного ребёнка, вступает в состязание с пастухами, бросая диск. Дети, которые рождаются от В. у земных женщин, очень сильны и носят лук со стрелами у себя на животе; знающие об этих признаках женщины убивают таких детей.
Может прятаться в камни и деревья, превращаться в черную кошку, собаку, свинью, козла (с которыми ассоциируется) и в человека.
ЗЫ из мифологии: Перкунас был влюблен в Вайне ("радугу" и собирался жениться на ней, но в день свадьбы (четверг) та бежала с Велесом. Громовержец проклял Вайве и низверг ее с небес вниз, где она превратилась в богиню земли Жемину. Велса же Перкунас отныне всюду преследует.
Ох уж мне эти мотивы похищения чужих невест.