Малый Утриш - место дикое. Для побережья Черного Моря, по крайней мере. Там хватает народа, но никакого сравнения с курортами: во-первых, половина людей - местные, во-вторых, их все ж намного меньше, отдыхают дикарем, в-третьих, никакой инфраструктуры. Причина проста: туда не проложена дорога. Если б не это, место давно стало бы популярным (и было б загажено совершенно, там и так местами хочется убить некоторых несознательных уродов). Реликтовый можжевеловый лес (говорят, был таким же во времена динозавров), галечные пляжи (нудистские в том числе, причем пустынные!), те же погодные особенности, что в Анапе (погода солнечная даже тогда, когда по всей округе дожди), полное отсутствие комаров (им там просто негде размножаться, т.к. пресная вода - только из скважины).
В связи с этим добираться туда весело. Первый вариант - на катере - оказался невозможен: все отказывались, объясняя, что в тех бухтах сейчас штормит, подойти к берегу не смогут. Потом мы узнали, что от Большого Утриша до Малого есть два пути: 8 км по берегу (само по себе мало, но под палящим солнцем с рюкзаками по крупной гальке - не вдохновляет) и через горы - более 20 км, до ночи не успеем, карты нет. В итоге добирались на машине по горной грунтовке, причем туда не всякая машина проедет и не всякий водитель вообще согласится. Впрочем, на след.год уже есть контакты -) А спустя несколько дней Крыса понесло по берегу обратно в Анапу - приключений захотелось на свою задницу + нужны были кое-какие вещи.
Дальше - просто моменты и факты. Не в хронологическом порядке.
---
Галечный берег, много-много берега и много-много бьющего в затылок солнца. Позади остается бухта за бухтой, и всякий раз открывается вид на следующую, точно такую же. Сколько их, и сколько осталось идти - не известно. Можжевельник, совсем не дающий тени, и величественные горы. А в конце пути - водопад в первой бухте Большого Утриша, восхитительно свежая и холодная вода, льющаяся прямо со скалы. Кто не пробовал такой воды после многочасового перехода под жарящим солнцем и соленым, совсем не освежающим по такой жаре ветром - вообще не пробовал воды -))
---
Чтобы из бухты Большого Утриша попасть на ближайший транспорт, проще всего доплыть до Сукко. Вплавь далековато, но по этому маршруту ходит катерок. По сигналу нужно схватить обувь, поднять повыше вещи, зайти в воду по грудь (волны по шею получаются и неслабо так сносят, а руки заняты - не поплывешь), закинуть вещи и вскарабкаться на борт. Должен признаться, это чертовски здорово! -) Туристы-то там катаются туда и обратно в купальниках и без вещей, им не нужно бояться замочить паспорт. В Сукко, соответственно, прыгаешь через борт в воду, сверху передают вещи - и вперед к берегу. В первой бухте Большого Утриша просто нет причала, а в Сукко он есть, но к нему очередь, а сидеть и ждать, пока освободится место для катера, нет времени.
По дороге имела место быть остановка над местной впадиной. Не помню уже, какая там глубина, но медуза размером с тарелку и с... щупальцами? как они у медуз называются?.. длинной сантиметров в 35 впечатлила.
---
Одну ночь проводим прямо на берегу, палатка стоит прямо на гальке в нескольких метрах от линии прибоя. Благо приливы и отливы погоды тут не делают.
Ночью начинается шторм. Просыпаемся поочередно, светим фонарем, смотрим, насколько поднялась вода. Волны разбиваются о камни, каждый девятый вал докидывает несколько брызг до тента.
С одной стороны море, с другой - отвесная скала. На скалу с рюкзаками не влезть, песчанник - не уцепишься. Единственный вариант - идти вдоль берега, найти в темноте пологое место. Но берег незнакомый, идти по крупной гальке с непривычки трудно, а учитывая мое состояние (а оно хреновое: солнечный ожог, несмотря на одежду, озноб практически прошел, но рюкзак на спину еще не взвалю) нереально. Собираем мелкий рюкзачок с самыми потопляемыми вещами, минимум лекарства-деньги-документы-фонарики-спички, чтоб можно было схватить, если прибой поднимется еще выше. Мне все равно не спиться - больно, лежу в темноте и слушаю, как совсем рядом (кажется - прямо у моих ног, за тканью палатки) волны с ревом обрушиваются на берег, как стучит утаскиваемая обратно в море галька.
---
Чтобы добыть воды, нужно зажечь огонь.
Когда в сумерки люди поднимаются на гору, на голую вершину, и смотрят, как из вертикально стоящей трубы то льется вода, то рвется синеватый огонь - это незабываемо.
---
На закате стрекозы стаями охотятся на взморье. Огромные и очень красивые стрекозы.
---
С наступлением темноты в зарослях можжевельника начинает гукать какая-то живность. Скорее всего птица, хотя нам так и не удалось ее увидеть. Звук мерный, как тик-так часов, только намного реже. Так мог бы звучать радар с подсевшим голосом.
На третью ночь ему отвечают из других зарослей ниже по склону.
На четвертую ночь - тишина. Нашли друг друга.
---
Утром обнаруживается, что оставленный снаружи пакет со множеством полезных вещей исчез. "Украли, суки". Позже случайно обнаруживаем его в тех же зарослях можжевельника, все вещи целы, но оставшийся с ужина шашлык исчез, миска валяется вылизанная дочиста. Оказывается, помимо осипших радаров в можжевельнике иногда прячутся шакалы.
---
На третью ночь удается найти место настолько хорошее, что мы отказываемся от идеи продолжить путь и до самого конца остаемся там. Мы на скале метрах в 15-20 над берегом, под нами полоска гальки - и море.
На самом краю скалы есть два небольших удобных камня - на них хороши сидеть рядом, смотреть на волны, смотреть на закат, наблюдать, как становится все темнее, пока наконец не оказываетесь -
---
на берегу неба.
Разобрать, где там горизонт, где кончается море и начинается небо - невозможно. Есть только темное пространство - и множество звезд. И двое на краю обрыва, за которым начинается эта темнота.
---
В море есть крабы (их очень интересно ловить - никогда не знаешь, кто кого поймает), разных видов рыбы. В камнях прячется страшный зверь - сплошная пасть: морской окунь. Медузы вблизи красивы невероятно, по ним словно бегут разряды тока.
---
Ночью в воде - светлячки. Что-то мелкое, вспыхивающее звездами, и звезды над головой, а вода - черная. Не то летишь по морю, не то плывешь по небу.
---
Дождь приходит с гор белой пеленой и обрушивается потоком, в котором в первые секунды трудно дышать. Он сметает все и хлещет так, что начинает прогибаться даже очень правильно натянутый тент.
Пользуясь случаем, собираю дождевую воду. За пять минут с тента сливается 7 литров воды, не считая того, что пролилось мимо горлышек канистр. Дальше не считаем и следим только, чтобы тент не подтопило.
Здесь такая сушь, что через полчаса после ливня о нем напоминают разве что русла, промытые в каменистой земле, да отводные канавки, процарапанные нами в попытке спасти вещи от затопления. На дне канавок уже сухо, вся вода ушла в землю. Здесь почти не бывает дождей, в сезон их можно пересчитать по пальцам одной руки.
---
Дорога обратно требует отдельного описания -)